У нас в группе в уголке природы появились друзья по имени "Экоша" (девочка и мальчик).
А еще мы с ребятами посадили горох, тыкву и лук!
На огороде нашем
Любой росточек мил,
Не потому, что он красивей многих,
А потому, что каждый сам его растил.
Что получилось, посмотрите сами...
Мы учимся ухаживать за растениями и растим овощи для огорода:
У нас в группе появилось новое растение - амарилис, ребята сами его посадили.
Проект:
«Лаборатория неживой природы»
(для детей второй младшей группы)
Материал:
игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с
водой, песком, воздухом.
Перспективный план работы по проекту «Лаборатория неживой
природы» ( II младшая группа)
№ п/п
|
Исследуемый объект
или явление
|
Название
мероприятия (опыта, эксперимента)
|
Цель опыта
|
Материал,
оборудование
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Вода
|
1. Узнаем, какая вода
|
Выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется
|
- две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая,
другая с чистой водой;
- набор мелких цветных предметов
|
2. Вода волшебница
|
Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде
растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус)
|
- три одинаковые емкости с водой;
- гуашевая краска;
- пакетик растворимого кофе;
- 10 кусочков сахара рафинада;
- одинаковые стаканчики по количеству детей
|
||
2
|
Воздух
|
3. Что в пакете?
|
Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить
внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий
|
- полиэтиленовые пакеты
|
4. Игра с соломинкой
|
Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух,
обнаружить его
|
- трубочки для коктейля;
- емкости с водой
|
||
5. Игры с воздушными шариками и соломинкой
|
Продолжить знакомить детей, что внутри человека есть
воздух, обнаружить его
|
- 2 воздушных шарика (один, надутый слабый, - мягкий;
другой, надутый сильно, - упругий)
|
||
6. выдувание мыльных пузырей
|
Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при
попадании воздуха в каплю мыльной воды
образуется пузырь
|
- тарелки (поднос);
- стеклянная воронка;
- соломенные палочки с колечками на конце;
- мыльный раствор и емкость для него
|
||
7. Ветер по морю гуляет
|
Обнаружить воздух
|
- бассейн с водой;
- модель судна-парусника
|
||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
3
|
Вес
|
8. Легкий - тяжелый
|
Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить
определять вес предметов
|
- перышко и камень;
- непрозрачные пластиковые бутылки с песком и листьями,
водой и травой
|
9. Плавает - тонет
|
Показать, что в основном все легкие предметы обладают
плавучестью
|
- кусочек пенопласта;
- проволока;
- деревянный брусок;
- металлический брусок
|
||
4
|
Температура (теплота)
|
10. Горячо - холодно
|
Научить определять на ощупь температуру воды, предметов
|
- емкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся: на
солнечной стороне, в тени;
- предметы, лежащие под лучами солнца;
- предметы, лежащие в тени
|
11. Чудесный мешочек
|
Продолжать учить определять температуру жидких веществ и
твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее)
|
Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы
(кубики, пластинки, шарики)
|
||
5
|
Песок
|
12. Песочные струйки
|
Знакомство со свойствами песка - сыпучестью
|
- пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки
|
13. Чудесные фигурки
|
Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок
можно формировать
|
- песок, вода;
- лопаточки, совочки, ведерки, формочки
|
Занятия
по проекту
«Лаборатория неживой природы»
Все опыты проходят с участием
игрового персонажа Экоши. Это мягкая игрушка.
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Узнаем, какая вода
Экоша: «Ребята, я
обнаружил на столике две загадочные банки (дети
вместе с Экошей рассматривают закрытые крышками банки, одна – пустая, другая с
водой). Интересно, что в них?»
Предлагает детям
рассмотреть.
При обследовании
выясняется, что одна банка легкая, а другая – тяжелая
Экоша (предлагает): «Давайте откроем первую
банку. Что в ней? (нет ничего, кроме
воздуха). Правильно, она пустая, поэтому и легкая».
Педагог (спрашивает, слегка встряхивая банку с
водой). А что же во второй банке?
Экоша: «В ней
что-то булькает, плещется. Вы догадались, что это?» (Ответы детей). Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте
это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и
опустить его в банку с водой».
Дети выполняют,
выбирая предмет и опуская его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно
через воду.
Педагог помогает детям
в эксперименте, с каждым из участников закрепляет понятие «прозрачная».
Экоша: «А если мы
наклоним банку с водой, что произойдет? (Ответы
детей). Правильно, она выльется, потому что вода жидкая».
Педагог (обращаясь к Экоше, предлагает): «Экоша,
если вода жидкая, налей ее ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как
водичка льется».
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Вода – волшебница
Экоша: «Ребята,
мне так понравилось с вами заниматься, что я решил сегодня снова заглянуть к
вам. Что у нас сегодня интересного, ну-ка, посмотрим. Так (показывает детям), три одинаковые бутылки. С чем они? Догадались?
Конечно, это вода. Какая она? (чистая,
прозрачная). Вот она – чистая и прозрачная вода! (Оставляет на столике одну бутылку). А хотите, научу вас делать
фокус? (Ответы детей). Тогда смотрите
и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик.
Посмотрите, как хорошо льется водичка, а все потому, что она жидкая. Вот
стаканчик уже полон. Какая в нем вода? Прозрачная. А сейчас я открою эту
баночку с краской красного цвета. Где на участке вы видите красный цвет? (Цветы, божьи коровки). Так,
баночка открыта. Теперь нам понадобится кисточка. Набираю красную краску
на кончик кисточки и опускаю в свой стаканчик. Раз, два, три! (размешивает кисточкой краску).
Посмотрите! Водичка стала красного цвета! Давайте, проверим, прозрачная она или
нет. (Опускает ложечку в стакан).
Ложечки не видно, значит, вода не прозрачная».
Педагог: «Вот
какая вода – волшебница, взяла и растворила густую краску».
Предлагается
возможность всем желающим детям повторить фокус.
Экоша: «А зачем
нам нужна третья бутылка?»
Педагог: «Я хочу
вам показать еще один фокус, как вода может менять свой цвет и вкус. Сейчас из
третьей бутылки я каждому из вас налью воду в стаканчик (наливает). Какая вода в
стаканах? (Прозрачная). Попробуйте по
одному глоточку. Какая она на вкус? (вода
как вода, без вкуса). Понюхайте, чем пахнет? Ничем? А сейчас каждый из вас положит
себе в стаканчик немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? Какая стала
вода? (Она стала коричневой и пахнет
кофе). Поменяла вода цвет, растворила кофе
А теперь попробуйте, какая стала на вкус? (Горькая). Ребята, что надо сделать,
чтобы вода стала сладкой? (Положить
сахар).
Возьмем сахар. (Педагог
предлагает каждому ребенку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой).
Вы размешиваете сахар ложечкой, его
становится все меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова
попробуйте. Какого вкуса стала вода? Сладкого. Значит, вода может и запах
поменять, и цвет, и вкус. Волшебница да и только!»
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Что в пакете?
Экоша вместе с детьми среди
игрушек обнаруживают полиэтиленовые пакеты.
Экоша: «Что у вас
в этих пакетах?»
Дети вместе с
педагогом рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель
набирает в пакеты воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.
Воспитатель: «А
теперь что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий».
Экоша: «Что же
там? Откройте, мы посмотрим».
Воспитатель открывает
пакет, в нем ничего нет.
Педагог обращает
внимание детей, что теперь пакет перестал быть упругим.
Экоша: «Так что
же в нем было?»
Педагог: «В
пакете был воздух, он прозрачный (невидимый,
легкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой».
<!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->Игра с соломинкой.
Экоша «Ребята, я так скучал без вас, идите сюда
поскорее, я принес нам подарки».
Раздает всем детям
трубочки для коктейля.
Экоша:
«Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и
снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок?» (Выдохнули воздух, который перед этим
вдохнули)».
Воспитатель:
«Воздух нужен нам для дыхания. Он попадает внутрь человека через рот и ном, и
при выдохе его можно не только почувствовать (как вы чувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.
Экоша: «А я не
верю!»
Воспитатель: «Мы
с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и
подуть (наливает детям воду в стаканчики,
они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда они исчезают?»
Экоша: «Они вышли
из трубочки, а так как воздух легкий, пузырьки поднимаются через водичку
вверх».
Экоша приносит с собой
два шарика: один надут полностью, другой – наполовину.
Экоша:
«Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие шарики я вам принес! Хотите поиграть?»
Дети играют с тем и
другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему (с тем,
который надут больше, так как легко отбывается, «летает», плавно опускается
вниз и пр.).
Ребята обсуждают
вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий,
потому что надут, другой – мягкий.
Экоша: «Мне так
хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, оба были упругими, только что для
этого сделать – я не знаю».
Воспитатель:
«Ребята, поможем Экоше? Что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним
хорошо было играть? (Побольше надуть.)
Что находится внутри шарика? (Воздух).
Как он попал в шарик? (Его туда
выдыхают.)
Воспитатель
показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.
Воспитатель (обращается к Экоше): «Посмотри, Экоша,
как мои ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух. (на выдохе предлагает подставить ладошку под струю воздуха). Откуда
берется воздух внутри человека? (его
вдыхают).
Воспитатель организует
игры со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик
отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через
пузырьки воздух.
В конце игры
воспитатель предлагает детям повторить опыт самим. Раздает всем по соломинке,
через которую можно надуть шарик.
Воспитатель «Ребята,
поторопитесь, сегодня у нас интересные дела, а наш друг Экоша отправился в лес
навестить своих родственников. Придется вам ему все рассказать.
Воспитатель (обращает внимание детей на поднос):
«Какой большой поднос! На него можно много яблок положить, помидоров, можно
поставить бокалы с соком. А что бы вы на него положили?
Ответы детей.
Воспитатель: «Я
сегодня налью на этот поднос воду, только не простую, а мыльную (с мыльным
порошком). А на середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу.
Теперь накрою ее прозрачной воронкой. Пуговка спряталась под
воронкой как под прозрачным колпаком. А сейчас я сделаю для нашей красивой
пуговки еще один колпачок: возьму соломинку, опущу в трубочку воронки и подую в
соломинку вот так.
Над воронкой
надувается мыльный пузырь (над пуговкой).
Воспитатель (продолжает). Ну вот получился еще один
колпачок – мыльный пузырь, внутри него находится воздух. А как он туда попал? (ответы детей). Правильно, я выдохнула
его из себя. Хотите сами попробовать надуть мыльные пузыри?
После того как дети выразят желание, педагог предлагает им
палочки с колечком на конце, еще раз показывает, как можно надуть мыльный
пузырь. Далее дети сами выдувают мыльные пузыри, играют с ними. Педагог
обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие – значит, в них больше
воздуха вдохнули, другие меньше размером – это потому что в них мало воздуха.
<!--[if !supportLists]-->7. <!--[endif]-->Ветер по морю гуляет
К детям приходит
Экоша. Он возвратился из поездки к родственникам.
Экоша.
Здравствуйте, ребята! Наконец-то я добрался к вам! Мои родственники живут в
лесу на другом берегу реки. Погода была безветренная, и я никак не мог
переправиться. Но сегодня утром подул ветерок – и вот я здесь!
Воспитатель.
Постой, а при чем здесь ветер?
Экоша. Ну, как
же, ведь это он подталкивает мой кораблик.
Воспитатель и дети
(удивлены). Как, чем подталкивает?
Экоша. Пойдемте все
к нашему бассейну, я вам все покажу и объясню, только возьмите с собой вот эти
маленькие парусники.
Дети берут бумажные
парусники и подходят к бассейну (к емкости с водой).
Экоша (обращается к детям). Поставьте свои
парусники на воду, а теперь подуйте на их паруса. Вот видите, поплыли! Ребята,
вы догадались, откуда взялся ветер? (ответы
детей). Да, правильно, это воздух, который мы выдохнули. Если брать воздуха
побольше и сильнее выдохнуть, направляя его струю на парус, то кораблик
поплывет быстрее.
Далее дети
самостоятельно запускают свои лодочки.
Можно провести соревнование в парах «Чья лодка доплывет
скорее?»
<!--[if !supportLists]-->8. <!--[endif]-->Легкий – тяжелый
Во время прогулки в гости к детям приходит
Экоша со своим другом медвежонком Винни.
Экоша.
Здравствуйте, ребята. Сегодня я к вам пришел вместе с Винни. Ему так хотелось
поиграть с вами. Можно взять вот эти игрушки? (показывает на оборудование «лаборатории»).
Воспитатель.
Пожалуйста, выбирайте! (предлагает
цветные бутылочки из одинакового материала, но разного размера).
Экоша берет бутылочки
маленькие, а Винни большие.
Воспитатель (спрашивает детей). Почему Экоша и Винни
так распределили бутылочки?
Дети отвечают,
проверяя (взвешивая) бутылчки на вес.
Воспитатель (обращаясь к Экоше и Винни). Посмотрите,
у нас вот какие еще есть игрушки! (игрушки
из одинакового материала, но одни из них заложены внутри сухой листвой, другие
– песком).
Воспитатель.
Какие игрушки возьмет Экоша, а какие Винни? Почему?
Затем воспитатель
предлагает детям выбрать «угощения» в ведерках, которые могут донести Экоша и
Винни, и выясняет, какое ведерко сумеет донести Экоша, а какое – Винни.
Педагог проверяет предположения детей, рассматривая вместе с
ними содержимое ведерок.
<!--[if !supportLists]-->9. <!--[endif]-->Плавает - тонет
Экоша (говорит, обращаясь к детям). Ребята,
пока вас не было, я решил поиграть в морской бой на воде. Вместо корабликов
взял разные предметы: палочки, проволочку, пенопласт, металлическую тарелочку.
И некоторые из этих «корабликов» сразу утонули. Почему? Никак не могу понять.
Воспитатель.
Сейчас мы с ребятами тебе поможем. Ребята, почему утонул
кораблик-проволочка? Правильно, он
тяжелый. А корабль-тарелочка? Тоже тяжелый. Почему плавает кораблик-палочка? (потому что легкий).
Экоша. Теперь я
понял. Значит, если я возьму вот этот кусочек пенопласта, то он будет плавать? (ответы детей). Вот спасибо!
Далее дети
самостоятельно экспериментируют с предметами (плавает – тонет).
Воспитатель уточняет их представления, опрашивая детей.
<!--[if !supportLists]-->10.
<!--[endif]-->Горячо –
холодно
На участке дети вместе
с воспитателем находят чумазую куклу Настю.
Настя. Ну наконец-то
вы пришли, а то одной так скучно! Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте,
спойте песенку.
Воспитатель.
Настенька, ты, наверное, долго гуляла? Играла в песке, вся перепачкалась: ручки
грязные, ножки тоже, лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.
Ребята, какой водой умываться лучше: теплой или холодной? (ответы детей) правильно, теплой. Где у
нас есть вода? (в емкости, в бутылочках,
стоящих в тени).
Давайте попробуем, какая вода в нашем бассейне (в емкости для воды). (дети трогают,
отвечают, что теплая). А в бутылочках? (холодная).
Почему? (ответы детей). Да, вы правы,
бассейн стоит на солнечной стороне, солнышко согрело в нем воду. А бутылочки
лежат в тени, там прохладно, поэтому вода в них холодная.
Настя. Тогда
купайте меня в бассейне, ведь там такая приятная теплая вода.
Дети купают куклу, девочки вытирают ее и укладывают спать.
Внимание мальчиков воспитатель обращает на игрушки (совочки, формочки, ведерки), лежащие в песочнице. Выясняет, что
все игрушки очень горячие, их тоже согрело солнышко.
Воспитатель предлагает сложить игрушки на поднос и облить их
холодной водой. Что произошло? Игрушки быстро остыли. Воспитатель обсуждает это
с детьми.
На прогулке вместе с воспитателем дети рассматривают
различные мелкие предметы, сделанные из дерева, стекла (зеркало, флакончики из-под духов), называют их, определяя из чего
они сделаны. Складывают предметы в чудесный мешочек.
Затем воспитатель предлагает детям доставать из мешочка
предметы по одному. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют, что они
сделаны из железа. Аналогично дети достают предметы «теплые» и определяют, что
они сделаны из дерева. Оставшиеся предметы (из
стекла) – средние по теплоте.
Вывод:
металлические предметы самые холодные, деревянные – теплее.
<!--[if !supportLists]-->12.
<!--[endif]-->Песочные струйки
Воспитатель (обращается к детям). Ребята, я знаю,
что вы любите играть с песком.
Экоша. И я тоже
люблю! Я даже интересную игру придумал, «Песочные струйки» называется. Хотите,
научу?
Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через
воронку песок (показывает). Видите,
как песок сыплется через воронку, как вода струйкой течет. Сухой песок –
сыпучий. Теперь когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою ее крышкой, в
которой есть отверстие, переверну бутылочку. Ой, песочек высыпается струйкой. Им
можно рисовать, например, солнышко, домик (показывает).
А теперь вы тоже попробуйте.
Дети экспериментируют
с сухим песком.
На прогулке дети
встречают Экошу. У него грустный вид.
Воспитатель.
Экоша, ты чем-то расстроен? Тебя кто-то обидел, пока нас не было?
Экоша. Никто меня не обижал. Просто я хотел для ребят
сделать сюрприз – забавные песочные фигурки, но ничего не получилось, песок
весь рассыпается. Почему это происходит, ребята?
Ответы детей.
Воспитатель. Да,
Экоша, из сухого песка фигурки не сделаешь. Дети, а как помочь Экоше? (ответы детей). Налить воды в песок и
перемешать лопаткой? Давайте попробуем.
Дети носят воду
ведерками из емкости, смачивают песок.
Затем все вместе делаю песочные «пирожные»,
используя формочки, колобки и лепешки, прихлопывая ладошками.
Экоша. Почему же
сырой песок не сыплется?
Воспитатель. Это
происходит потому, что вода склеила между собой частички песка. У сухого песка
все частички – отдельно друг от друга.
23 апреля у нас прошло родительское собрание на тему: "Ребёнок и природа".
Обсуждались такие темы:
- О роли природы в развитии ребёнка дошкольного возраста.
- "Экологическая кладовая" -о значении природного окружения для развития речи четырёхлеток.
- Экологическая разминка- "Найди лишний предмет".
- Как проводить экологические эксперименты дома?
- "В родительскую копилку".
- "О друзьях наших меньших"- значение домашних животных для нравственного воспитания ребёнка.
- Викторина - "Крылышки и лапки"(про насекомых).
- "Наше чудо-дерево"(на яблочках из бумаги загадки про предметы и явления природы).
- Разное.
- Подведение итогов собрания, обмен мнениями.
Родителям очень понравилось, они узнали много интересного; записали комнатные растения, которые оказывают положительное воздействие на здоровье ребёнка.
Мы посмотрели уголок природы в группе и сходили на экскурсию в экологическую комнату:
.
Мы сребятами удобряли землю марганцовкой, потом посадили лук в землю и в воду - посмотрим что будет.
Мы продолжаем наблюдения в нашем уголке природы, учимся отмечать календарь погоды.
У нас появилось волшебное дерево, у которого вместо листьев выросли золотые кристаллы и мы наблюдали за этим волшебством:
12 марта мы посадили тыкву. А ещё мы не забываем про наш уголок природы: поливаем цветы, протираем листочки, опрыскиваем их, рыхлим землю и отмечаем погоду на календаре природы.
Мы наблюдаем за ростом тыквы и цветов.
22 апреля мы посадили лук в землю и одну луковицу поставили в воду - для сравнения.
0 коммент.:
Отправить комментарий