Воспитатели рекомендуют:

Как подготовить ребёнка к поступлению в Детский сад.


  1.За 1-2 месяца до поступления ребёнка необходимо приблизить домашний режим  к распорядку дня в д/саду.

-подъём - 6.30 - 7.30
- кормление - 8.10;12.00;15.30;
- дневной сон - 12.30 - 15.00
ночной сон - с 21.00
2.Нужно уделить внимание рациону питания, приучать ребёнка есть разнообразные блюда(овощные),творожные запеканки, рыбное суфле).

3.Обратить серьёзное внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребёнок, умеющий кушать, раздеваться и одеваться в рамках возрастных возможностей, в д/с не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии.

- Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний.
- Самостоятельность ребёнка создаёт предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми.
4.Возможен рассказ мамы  своему ребёнку о д/с, о его режиме, о последовательности режимных моментов, "там много игрушек, много детей".
5.Рассказ мамы о том,что ему (ребёнку) повезло, потому что "ему дали место в д/саду.
6.Ребёнок привыкнет быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он построит отношения. Познакомиться с другими родителями, называть других детей по именам.


Первые дни в д/саду.


- Не беспокойтесь больше, чем ребёнок. Если вы прощаетесь с ним несколько раз подряд с обеспокоенным выражением лица, у него возникает мысль: "Она ведёт себя так, как будто беспокоится, что со мной случится что - нибудь ужасное, если я здесь останусь. Лучше я её не отпущу от себя".

- Ведите себя весело, уверенно, показывая ребёнку, что оснований для беспокойства нет.
- Если ребёнок с трудом расстаётся с матерью, возможно, водить его в д/с следует попробовать отцу.
- Разработайте с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас.
- Малыш может принеси в группу любимые игрушки, книжки или предметы, с которыми не расставался дома.
- В конце дня обязательно поинтересуйтесь у нас, с какими трудностями столкнулся ребёнок сегодня, а что уже хорошо получается.
- В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес д/с и его сотрудников. Никогда не пугайте его д/с.
- Помните, что на привыкание к д/с может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы. возможности и планы.


Факторы. влияющие на процесс адаптации.

Длительность и тяжесть привыкания зависит и от предшествующего воспитания в семье.
Дети одного и того возраста по - разному адаптируются в зависимости от индивидуально - типологических особенностей их высшей нервной деятельности.
Некоторые дети в первые дни кричат при расставании с родителями, отказываются есть, спать, протестуют против каждого предложения воспитателя, но через 2, 3 дня уже втягиваются в режим и чувствуют себя хорошо. Другие же спокойны в первые дни, а в последующие дни начинают плакать.
Течение адаптационного периода зависит от наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы в приспособлении к меняющимися условиями. Дети, с которыми до поступления в детское учреждение общались со многими взрослыми и детьми, жили в разных условиях (на даче, в деревне у бабушки и др.), легче адаптируются.


Консультации для родителей по развитию речи.

 "Особенности звукопроизношения у детей 3-4 лет"

Ребёнок младшего дошкольного возраста уже в значительной мере овладевает речью, но речь ещё недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста - смягчённость речи:  "лезецька"( ложечка), "сюмоцька" (сумочка). Многие дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими: "сюба" (шуба), "сяпка"(шапка). Дети этого возраста не произносят звуки Р и Л, заменяя их другими.

Произношение слов в этом возрасте тоже имеет свои особенности. Ребёнок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Часто дети заменяют, искажают и переставляют звуки и слоги в словах: "клювка" (клюква), "аплесин" (апельсин).

 "Развитие речи"
Формирование словаря
Расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Учить различать и называть существенные детали и части предметов ( у платья - рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки,форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага быстро рвётся и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение ( за окном, высоко, далеко, под шкафом).




Пятый год жизни
Пятый год - середина дошкольного периода. Продолжаем работать над правильным звукопроизношением у детей. Для этого можно предложить ребёнку специальные упражнения для губ. языка, нижней челюсти. Только проводить эту работу нужно легко, без напряжения, небольшими порциями.

Примеры таких упражнений:


- "Трубочка" - сделать трубы трубочкой;
- "Улыбочка"- растянуть губы в улыб;
- "Хоботок" - вытянуть губы хоботком и сжать;
- "Причесать" - верхними зубами нижнюю губу;
- "Причесать" - нижними зубами верхнюю губу;
- "Воронка" - втянуть губы в рот;
- "Полоскание" - надуть щёки и "полоскать" рот воздухом;
- "Пушка" - надуть "щёки, выпустить воздух через неплотно сжатые губы;
- "Пробка" - надуть щёки, резко разомкнуть губы;
- "Уколы" - колоть щёки изнутри кончиком языка;
- "Лопатка" - открыть рот, выложить широкий язык на нижнюю губу;
- "Иголка" - открыть рот, выдвинуть узкий язык вперёд;
- "Чашечка" - широко открыть рот, поднять кверху переднюю часть и боковые края языка, не касаясь зубов;
- "Грибок" - открыть рот и присосать язык к нёбу;
- "Столбик" - открыть рот. кончик языка упереть в область за верхними зубами и подержать несколько секунд;
- "Маятник" - рот приоткрыть, улыбнуться и передвигать кончик языка из одного угла рта в другой;
- "Качели" - открыть рот, языком тянуться по очереди к носу и к подбородку;
- "Варенье" - рот полуоткрыть,облизывать кончиком языка губы по очереди;
- "Лошадка" - открыть рот, присосать язык к нёбу, пощёлкать несколько раз.

Итак, добиваемся правильной, чистой речи. Развиваем у детей слуховое внимание. Ведь ребёнку под силам уже заметить, чем похожи могут быть слова, которые произносят уже окружающие, и в чём слова могут отличаться. Закрепляя правильное произношение, можно у ребёнка развивать  и звукоразличение, звуковосприятие.
Продолжаем помогать ребёнку усвоить обобщающие понятия. Играем с детьми в игру "Назови одним словом".
- рубашка, майка. свитер. брюки - это...
- сандалии, ботинки, сапоги - это...
- картошка, капуста,свёкла - это...
- стакан, тарелка, блюдо - ... и др.

Или поиграйте в игру "Продолжи ряд"
- груша, яблоко...
- репка, картошка...
- стул, диван...
- черника, малина... и тд.

Играя словами, предложите ребёнку закончить слово в предложении:
- Да, да, да - в доме кончилась во... (да).
- Ши, ши, ши - прибежали малы...(ши).
- Ла, ла, ла - я на лодочке плы... (ла).
- Ан, ан. ан - мы купили бара... (бан).
- Но, но, но - стало в комнате тем... (но).
- Ли, ли, ли - мы кота домой ве...(ли). 
- Бе, бе, бе - поиграем на тру... (бе).
- Ва, ва, ва - во дворе растёт тра... (ва).
- Га, га, га - у меня болит но...(га).
- Ам, ам, ам - я тебе цветок от...(дам).
- Со, со, со - отвалилось коле...(со).
- Ко, ко, ко - мы поедем дале...(ко).
- Ым, ым, ым - из трубы выходит (дым).
- Ду, ду, ду - книгу в шкафчик я кла...(ду).
- За, за, за - на лугу стоит ко...(за).
- Бы, бы, бы - собирали мы гри...(бы).
- Ма, ма, ма - это новые до...(ма).
- Гу. гу, гу - я по улице бе...(гу).

Такие словесные задания также понравятся детям:
  Бабочка летает, а рыбка (плавает), 
  утка крякает, а лягушка (квакает),
  волк воет, а корова (мычит),
  лопата копает, а пила (пилит), 
  заяц пищит, а медведь (рычит), 
  метла подметает, а топор (рубит), 
  вода льётся, а огонь (горит), 
  ветер дует, а снег (падает),
  врач лечит, а учитель (лечит),
  гусь гогочет, а курица (кудахчет).

Можно фразу поменять по - другому:
Бабочка плавает, а рыбка летает,
Утка квакает, а лягушка крякает и т.п.

Предложить детям, сказать, так бывает или нет?

Нужными, полезными  помощниками в развитии речи детей могут быть загадки. Не только их дети отгадывают, но ещё нужно научить ребёнка придумывать загадки или играть в игру "объяснялки".
Попросите ребёнка описать какой - нибудь предмет, но не называть его. ПРичём ребёнок может рассказать не только о признаках этого предмета, но и том, как он используется, что делают с его помощью. На первых порах в роли загадывателя лучше выступать вам, а ребёнок будет отгадывать.

                                               "Кто это?
Пушистый, хвостатый, любит молочко, на мышей охотится.  (Кот).



                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      


,























































 






«Развитие речи»

      Пятый год жизни  – середина дошкольного периода. Как незаметно мы до нее добрались. А ведь именно в этом возрасте окончательно формируются главные  черты характера маленького человека. Вот, не   приучен убирать за собой игрушки – и не будет этого делать в будущем и со всеми прочими предметами. Если «хочу» воюют с «надо» и побеждает – готовьтесь оказаться лицом к лицу с рабом хотений и желаний. Иногда родителя удивляются: ну, в кого она у нас такая, мы-то ведь такие послушные были, аккуратные, занимались с удовольствием, от кого же наша дочка унаследовала лень и капризность? А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Как вы думаете? Не отрицая влияния наследственности и прочее. Все-таки уповаем на ваш родительский долг – воспитывать свое дитя…
     Это же относится и к речи. Влияние окружающих, той обстановки, где живет ребенок, тем более воздействие на него оказывает мир, в котором он живет. Так что в ваших руках  мощные рычаги воспитания и развития. А мы будем помогать вам по мере сил и возможностей.
     Часто родители с гордостью говорят о том, что ребенок предпочитает играть сам, один, с игрушками. Это не доставляет никаких хлопот, позволяет маме и папе иметь свободное время. Конечно, хорошо, что малыш может себя занять, но не стоит слишком уж увлекаться этим. Ничто не заменит ребенку общение с родными. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Ему уже под силу терпеливо, до конца выслушать ваш ответ на вопрос, ваши объяснения.
     Начнем с чтения. Читать необходимо каждый день. И обсуждать с ребенком прочитанное, а может быть еще и рассказать что-нибудь в тему.
     Кроме того, нужно ребенка учить пересказывать прочитанное, иначе у него не будет развиваться умение высказывать свои впечатления и мысли свободно.

    ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО РАССКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКУ СКАЗКУ «С ПРОДОЛЖЕНИЕМ»
     Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно  законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий «хвостик»,  указывающий на возможность развития событий.


   Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова. Их становится все больше и больше, за этот год их станет уже около 3000!

Шестой год жизни . "Хочу всё знать."
"День за днём."

Вот ваш ребёнок переходит на новый уровень развития, начинается старший дошкольный возраст. Последняя ступенька перед школой. Конечно, кто-то пойдёт в школу с шести лет, кто-то с семи, а кто-то аж с семи с хвостиком, всё равно готовиться будут все. Всем предстоят разные испытания, все будут стараться, и родители, и дети, и мы - педагоги.

Мы всегда советовали вам обращать особое внимание на словарь ребёнка, на то, как включаются в него новые слова, и обсуждали, как стимулировать и закреплять этот процесс. На шестом году эту деятельность мы продолжаем,но теперь нас интересуют более углубленные знания. Ребёнку нужно знать такие тонкости, как обозначение словом различных качеств и свойств, да не простых, а передающих оттенки, выраженность, степень, характер. Проще говоря, речь идёт о прилагательных в сравнительной степени (горячий - горячее, мягкий - мягче), о наречиях (быстро, медленно), о передаче оттенков цвета (светло- коричневый, синеватый).Вам придётся предоставлять ребёнку возможность иметь дело с предметами, которые нужно будет описывать.
Перед нами стоит задача: сделать так, чтобы ребёнок почувствовал многообразие значений слова, его оттенков. 
Начать можно с придумывания сравнений. Вы даёте  ребёнку апельсин, весь кругленький, крепенький, упругий, солнечного, тёплого цвета. А каким назовёт его ребёнок? На что,по мнению ребёнка, похож апельсин? С чем его можно сравнить? Как его изобразить на бумаге? В ответах на эти вопросы рождаются слова и входят в речь ребёнка. Образ, который формируется на основе восприятия (ребёнок видит апельсин, гладит. сжимает, нюхает), создаётся и словами- признаками, словами- предметами.

 "А ну-ка, давай придумаем рифмы",- предлагаете вы ребёнку. При этом цель ваша- не обучение стихосложению. Вы просто даёте ребёнку возможность ворошить слова, перебирать их, подбирать наиболее точные варианты. Например, так:
Если мамы дома нет-
Кто сготовит нам...( обед)?
Нужно папочке помощь_
Помогает маме... (дочь).
Дочь наварит свежих щей,
В щи положит...(овощей.
Будет сытно, будет вкусно,
В щи нарезана...(капуста).
Ножик режет очень ловко-
В щи отправилась...(морковка).
И, конечно же, немножко
Бросим мы туда...(картошки).
Чтобы вышли щи на славу,
Добавляем мы...(приправу).
Только входит мама в дом-
Мы к столу её ...( ведём ).
В таких упражнениях помимо прямого договаривания слов в рифму ребёнку нужно внимательно следить за сюжетом и смыслом всего текста, а не отдельного предложения,
Поэтому на шестом году нужно увеличить количество стихов, которых нужно выучить с детьми. Ребёнок должен понимать стихи, воспринимать их, а не просто повторять как набор слов.
Нужно подбирать стихи, соответствующие уровню возможностей ребёнка. Если стихотворение учится с трудом, надо облечь сам процесс в привлекательные  для ребёнка тона, например, разыграть сценку с изображением того, о чём говорится в стихотворении. Сделать это совсем не трудно, но зато ребёнок прекрасно запомнит и хорошо себе представит содержание.
Слова, постоянно пополняющие словарь ребёнка, извлекаются из вашей речи, из окружающей ситуации, из впечатлений, из наблюдений ребёнка. Помните, мы называли профессии, о которых нужно разговаривать с ребёнком, обсуждать. Вы снабжаете ребёнка не только информацией о профессиях, не только о том, с какими инструментами работает специалист, но и какую технику использует. Это означает переход на новую ступень владения словом - опосредованные, а не  непосредственные действия. Раз уж речь зашла о профессиях, то уточним, что теперь вашему ребёнку доступно понимание и усвоение слов-обозначений, которые он может самостоятельно образовывать. Например: кто ухаживает за лесом? Лесник. А за садом? Садовник. Можно даже потренировать ребёнка в образовании слов при помощи суффиксов.
рубить - рубщик
пилить - пильщик
резать - резчик
носить - носильщик
водить - водитель
строить - строитель
учить - учитель
гриб - грибник
печь - печник
двор - дворник
мясо - мясник
Ребёнок понимает и использует в своей речи сложные предлоги: из -за, из- под, Выполнение сложных конструкций будет здесь подспорьем: "Достань карандаш из-под книжки", "Вынь картинку из-под зеркала".
Предложите ребёнку ответить на такие, на первый взгляд, нехитрые вопросы: "Откуда я достала ручку?"(из-под стола), "Откуда я вытащила куклу?"(из-за шкафа). Важно: чтобы ребёнок хорошо понимал, что вы от него хотите, тогда при выполнении действий или во время ответов слова быстрее переходят из пассивного запаса, то есть того , что известно ребёнку вообще, в активный, то есть к тем словам, которые используются в речи.
 Из- за леса, из- за гор
Едет дедушка Егор.

Из- под снега, из- под льда
Пробирается вода.

На шестом году уже можно обойтись без организованного показа, ребёнок наблюдает сам и сам делает выводы об увиденном. Вы стараетесь помочь закрепить знания об окружающем. Очень хорошо развивает умение свободно подбирать слова игра: "Подбери слово".

Щука плавает, а снегирь?  (летает);
Гусеница ползает, а заяц?  (скачет);
Журавлик курлыкает, а ворона?  (каркает);
Мышь живёт в норе, а сова?  (в дупле);
Самолёт летит в небе, а корабль?  (плывёт по морю);
Медведь любит мёд, а заяц?  (любит морковку);
Карась плавает в пруду, а дельфин?  (плавает в море);
У кошки котята, а собаки?  (щенки).

Ребёнку нравится примерять к своей речи новые слова. Словообразование - великая вещь,и,если оно происходит правильно, речевые возможности растут стремительно.
Как же нужно образовывать слова? Задания вы можете давать ребёнку по ходу дела, например: "Посмотри, вот у нас большой стол. На нём стоит ваза. А вот там, около дивана, маленький... сто...лик. Что на нём стоит? Правильно часы. А вазу мы на него можем поставить? Нет, ваза стоит на большом столе. А это - маленький сто...лик ". Конечно, в свободной речи это выглядит гораздо более естественно. Задавайте вопросы к месту и не слишком много за один раз.

Не надо объявлять ребёнку задание, ведь стоит только сказать что- нибудь вроде: "Мы с тобой сейчас будем правильно подбирать формы глаголов!" Вовлеките ребёнка в ясный ему и естественный диалог?: "На картинке дети, посмотри. Что они делают? Правильно, бегают. А как ты скажешь? (Бегал.) А дети? (Бегали.) И потом можно предложить ребёнку  назвать как можно больше действий детей (прыгают, рисуют, играют, пишут). действий разных предметов.

Также можно предложить игровые упражнения: "Дополни предложение". "Мы устали, потому что...", Я удивился, потому что...". Так ребёнок ставится в условия, когда необходимо думать, придумывать, воображать и облекать это в слова. Пригодятся теперь и "Объяснялки наоборот". Вы сообщаете короткую информацию о слове,  а ребёнок его узнает и называет. Например :
Животное, которое носит своего детёныша в сумке на животе и передвигается прыжками.
  (Кенгуру.)
Сумка для школьных принадлежностей.
 (Портфель.)
Овощной суп, сваренный из капусты, свёклы, моркови, картошки на мясном бульоне.
(Борщ.)
Птица, которая всех будит по утрам.
(Петух.)
Место, где проходят спортивные соревнования.
 (Стадион.)

Словарный запас у шестилетнего ребёнка постоянно увеличивается. Много новых слов появляется  и потому, что ребёнок учится называть  составные части, детали, компоненты, то есть интересуется  не только общим названием, но и тем, из чего, из каких частей состоит предмет или явление. Поэтому, рекомендуем такие игры, где, например, нужно к одной картинке, изображающей предмет, подобрать (и назвать) картинки, изображающие отдельные части предмета.
Можно предложить следующие картинки:
Дом (крыша. стена, дверь, окно, труба).
Чайник (носик, ручка, крышка, бочок).
Куртка (рукава, воротник, карман, полы).
Бабочка (туловище, голова, глаза, усики, лапки, крылья).
Рыба (туловище, голова, хвост, плавники, глаза, рот),
Цветок (серединка, лепестки, стебель, листья).

Свободно пользоваться словами, не затрудняться в выборе нужного слова или выражения, для этого можно поиграть в игру в антонимы, подбор слов, противоположных по значению. Приведу примеры: 
добрый - злой
твёрдый - мягкий
ленивый - трудолюбивый
держать - бросать и т.п. 

Таким образом, пополняя словарный запас ребёнка, обращая внимание на грамматическую сторону речи, речь ребёнка становится богаче и интереснее.  

Седьмой год жизни:
Скоро, очень скоро придёт день, когда ваш ребёнок переступит порог школы. Вы можете многое сделать для того, чтобы облегчить ему первые, самые трудные шаги в школе, а именно, взятие рубежа под названием "грамота". Со словами можно и нужно играть, ведь  ребёнку предстоит не только освоить правила орфографии, но и научиться чувствовать слова, то есть применять правила. Иначе они останутся для ученика набором звуков, не связанных с практикой письма и чтения. Вот несколько вариантов таких игр:

перед ребёнком вы раскладываете несколько картинок и просите назвать их чётко. Допустим, это "шапка", "машина", "карандаш" и "подушка". Пусть ребёнок попытается определить , какой звук есть во всех названиях. А потом предложите ему придумать слова, в которых тоже есть звук "ш". Спросите, в каких словах "ш" слышится в начале, середине, в конце;
  • называя картинки, просите ребёнка определить, какой звук первый, какой последний, сколько всего  звуков в слове.
  •  "закончи слово" Просите закончить слово определённым звуком:
  •              самолё                                        но
  •              автома
  •              самока            т                          ле
  •              сове                                                                    с
  •              поле                                            плю
  •              рассве
  •              салю                                            абрико
  
      "договори слово". Просите ребёнка закончить слово определённым слогом:

                     гу                                                коте
                     шу
                     ры                 ба                         узе               лок
                     тум
                     про                                             уго
                     глы                                             пото

Вариантом усложнения может быть предоставление ребёнку выбора из двух возможных договариваний:

                   побе                                                поло
                  бесе
                  рабо                                                  колба
                  прав                  да или та            гро                 за или са
                  меч                                                    кры
                  заса
                  конфе                                               угро
                  грана



  • предложите ребёнку изменять один звук в слове и смотреть, что получится:сам - сом - сон - сан - сын - сыр - сор - сок - сук;
  • мол - мил - мыл - мал - мул - мел - меч - мяч;
  • нос - нёс - пёс - пас - пар - пир - мир - тир - тик - пик - лик - лак - бак - бас - нас;
  • вёл - вол - мол - гол - гон - тон - ток - сок - бок -бор - сор -сон;
  • попросите ребёнка найти ошибки - определить, правильно или неправильно вы произнесли слово, называя картинку:
  •  "субы" (зубы)
  •  "гонь" (конь)
  •  "бячик " (мячик)
  •  "хумка" (сумка)
  •  "сляпа" (шляпа)
  • "бомик" (домик)
  •  "дишня" (вишня)
  •  "кодка" (лодка) и т. п.
  •         



0 коммент.:

Отправить комментарий

 
Copyright 2009 группа "Непоседы". Powered by Blogger
Blogger Templates created by Deluxe Templates
Wordpress by Wpthemesfree